Студопедия — Рассказ о смерти Святослава Всеволодовича
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Рассказ о смерти Святослава Всеволодовича






Еще одно толкование смерть получает в помещенном под 1194 годом рассказе о преставлении Святослава Всеволодовича. Стремлению постепенно ослабевающего здоровьем князя почтить память своего отца и невозможности сделать это при жизни Святослава посвящен рассказ.

Мы неоднократно говорили о стремлении князей из повестей о княжеской смерти поместить себя в замкнутое церковное пространство. В рассказе о кончине Святослава главный герой повествования также мыслит себя в замкнутых церковью сферах, пространственной и темпоральной. Так, в тексте представлены две системы художественного времени. Одна из них, мыслимая князем Святославом, – это промежуток, обозначенный церковными праздниками от Юрьева дня до дня святых Маккавеев (14 августа); вторая система, мыслимая повествователем, – это промежуток от Юрьева дня до «июля». Таким образом, точкой отсчета в обоих случаях служит Юрьев день, именно тогда на пути к Вышгороду заболевает Святослав, которому «íh÷òî èçâåðãúëîñ#…... íà íîçh» [679]. С этого момента здоровье Святослава постепенно ухудшается, в конце концов он умирает. Между тем день смерти Святослава отличает княжескую систему времени от повествовательской. Будучи более продолжительным, промежуток Святослава является ирреальным: князь хотел бы дожить до 14 августа, до годовщины смерти отца; менее продолжительный, промежуток повествователя реальный: повествователь сообщает о смерти князя в «июле», т.е. до годовщины смерти отца Святослав не дожил.

Основное действие рассказа происходит в течение четырех дней: оставив в пятницу Вышгород, Святослав отправляется в субботу на службу в монастырь святого Кирилла, в воскресенье вследствие болезни князь не может выехать на праздник в церковь и остается во дворе, в понедельник Святослав понимает, что может не дожить до годовщины смерти отца. Причины, мешающие князю совершить поминальный обряд, носят пространственно-временной характер, а неудачи начинаются уже в Вышгородской церкви, где находится гроб отца, мощам которого Святослав традиционно кланяется, посещая церковь. Но теперь, «в пятницу», гробница оказалась запертой, и Святослав вынужден был уйти. Сообщение об этом повествователь незамедлительно сопровождает психологической реакцией Святослава: «íå äîæäàâú è hõà íå ëþáîâàøå âî îóìh ñâîåìü #êî íå ïîêëîíèñ# wòíþ ãðîáîó» [680]. Совершить поминальный обряд, таким образом, Святославу мешает пространство, запертое для посещения.

В другой раз, «в понедельник», чувствующий приближение смерти Святослав жалуется своей княгине, что не доживет до дня святых Маккавеев, то есть сейчас время не позволяет ему почтить память родителя. Очевидно, в понимании Святослава наступающая смерть есть преграда, не позволяющая ему, так сказать, встретиться с отцом. Между тем повествователь интерпретирует княжескую смерть противоположным образом: композиционное кольцо в организации художественного пространства образует повтор препозиционного атрибутива в сочетаниях «wòíè ãðîáîíèöè – wòíå ìàíàñòûðü» [679-680]. Эти сочетания маркируют повествования о запертой в «пятницу» гробнице и месте захоронения скончавшегося в «июле» Святослава («è ïîëîæèøà è âî ñâÿòîìü Êþðèëh â îwòíh åìîó ìàíàñòûðh» [680]). Таким образом, именно смерть приводит Святослава к воссоединению с отцом, к чему, собственно, он и стремился. Впервые на такую концовку истории повествователь намекает, рассказывая о развивающейся болезни главного героя и упоминая отчий монастырь: этот монастырь становится последним местом, которое при жизни посещает Святослав (в «субботу», будучи в Киеве, князь отправляется на церковную службу в монастырь святого Кирилла, «ïîñëhäíþþ ñâîþ ñëîóæáîó ïðèíîñ#» [там же]). Следовательно, о двух противопоставленных друг другу типах пространства ведется речь в рассказе: о пространстве, помешавшем Святославу совершить поминальный обряд, и о пространстве, где отец с сыном «воссоединились».

Сцена смерти князя включает прямую реплику умирающего, она выполняет функцию княжеской молитвы из повестей о княжеской смерти. Святослав произносит фрагмент Символа Веры: «Àçú âhðîóþ âî åäèíîãî Áîãà» [там же], а затем велит постричь его в монахи. И все же отношение Святослава к смерти как к помехе его планам не позволяет нам отнести этот текст к повестям о княжеской смерти, герои которых, напомним, воспринимали смерть как благодать и проявление Божьего избранничества. И.П. Еремин также не причисляет это повествование к повестям, отмечая в нем слабое агиографическое составляющее образа Святослава. Действительно, в повествовательной части рассказа не читается княжеской характеристики, ни выраженной, ни имплицитной. Краткой похвалой князю, механически присоединенной к повествовательной части, завершается рассказ: «Êí#çü æå Ñâ#òîñëàâú ìîóäðú â çàïîâhäåõú Áîæèèõú õîä# è ÷èñòîòó òåëåñíîóþ ñâåùåâà è ÷åðíîðèçüñêûè ÷èíú è åðhèñêûè ëþá# è íèùà" ìèëîó"» [681]. Выстраивая похвалу на основе синтаксического параллелизма, повествователь эллипсисом («÷åðíîðèçüñêûè ÷èíú èåðhèñêûè ëþá#») маркирует главным образом отношение Святослава к монашеству, что, видимо, связано с принятием князя перед смертью монашеского чина.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 198. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия