ВВЕДЕНИЕ В СТИЛИСТИКУ И ЭСТЕТИКУ ФИЛЬМОВ КАУФМАНА И СТУДИИ TROMA
Действие большинства фильмов производства кинокомпании Трома происходит в вымышленном городе Тромавиле, где оторванные конечности можно приклеить обратно скотчем, где бродит одинокий супер-герой Токсичный Мститель, любимец детей, помогающий старушкам переходить улицу, любящий слепую девушку Сару и жестоко расправляющийся со злодеями из корпорации «Апокалипсис».
Фильмы Тромы часто содержат очень экстремальные вещи. В мире Тромы ничего не является табу, например первые 15 минут «Тромео и Джульеты» содержат “прокалывание соска, расчлинение, интернет порно, секс по телефону, лесбийский секс, мастурбацию, пердёж, инцест, бондаж, размазанные по стене мозги и курящие сигареты влагалища”. Другие фильмы Тромы имели дело с наркотиками («Боевой шок», «История наркомана»), СПИДом («Война тромы»), каннибализмом («Каннибал мюзикл»), пытками («Кровососущие уроды») и даже с детьми, убивающими своих родителей («Осторожно – дети играют»). «Маразм крепчал» повествует о серийном убийце-гермафродите, включает сцены женской мастурбации и секса с огурцами. Большинство фильмов в каталоге Тромы содержат обнаженные тела, секс и насилие разной степени экстремальности – что отсылает эти фильмы к традиции эксплуатационного кино. От традиции эксплуатационного кино пришла также манера называть фильмы разными кричащими сенсационными названиями, обещающими развратный секс и насилие, - обещания, которые эти фильмы в ряде случаев не выполняют (это, например, те фильмы в каталоге Тромы, которые были приобретены на начальном этапе существования компании – экстремально дешевые фильмы, для которых на студии часто придумывались новые названия, чтобы хоть как то продать их зрителям). Также фильмы в каталоге Тромы часто характеризуются чрезвычайно низкими бюджетами, очень примитивными техническими решениями и спецэффектами, отвратительной игрой актеров – это не относится к фильмам самого Ллойда Кауфмана позднего периода, ну разве только отвратительная игра актеров и очень низкие бюджеты. Сейчас, Трома может очень многое делать бесплатно или очень дешево (студия сейчас тратит на фильм меньше, чем тратила раньше) – многие актеры, звукорежиссеры, операторы, художники спецэффектов, осветители и другие члены команды часто работают бесплатно или очень за маленькие деньги – только чтобы быть в фильме легендарной студии. Ллойд Кауфман рассказывает, как “люди приезжают со всего мира, чтобы бесплатно работать в фильме Тромы. Я не шучу. Когда мы снимали «Гражданина Токси» и «Маразм крепчал» с нами бесплатно работали люди, приехавшие за свой счет из Японии, Испании, Израиля, Англии и Франции. Им пришлось три месяца спать на полу, питаться только бутербродами с сыром и испражняться в бумажные пакеты – и все это ради радости делать фильм, в который они верят, что то новое и исследующее неизвестные территории”. Спецэффекты часто делаются с использованием подручных средств (сладкий сироп вместо крови), а Кауфман любит шутить, что “бюджет на прически Сандры Баллок в ее стандартном контракте составляет $700,000. Этого нам хватило бы, чтобы снять два фильма”. Кинокомпания Трома снимает, продюсирует и занимается дистрибьюцией в полном смысле независимого кино – как в экономическом плане, так и в содержательном. Трома всегда следует наперекор коммерческим тенденциям (например, в 70е они снимали комедии, в то время как самыми востребованным жанром был боевик), они никогда не боятся перейти черту, делая шутку из серьезной темы (в фильме «Война Тромы», после того как один солдат из ‘СПИД-бригады’ изнасиловал девушку, та вскакивает, начинает бегать, прыгать и орать «У меня СПИД! У меня СПИД!»), используя вульгарный юмор (т.н. fart jokes и т.п.), эротику и софт-порно и чрезмерное, но однако же карикатурное насилие (в истории Тромы было множество скандалов, связанных со сценами насилия над животными и детьми). Фильмы Ллойда Кауфмана, на самом деле, не более и не менее чем сатира, очень умная и точная, если немножко присмотреться и задуматься. Насилие и секс в фильмах Кауфмана – всегда пародия, карикатура на насилие и секс, а в основе фильма всегда лежит вполне актуальная, часто социальная тема – будь то СПИД, инвайроменталистические идеи или критика корпоративно-монополистической экономики США. Кинокомпанию Troma часто сравнивают со студией American International Pictures, существовавшей в 1950-80года, где работали Сэм Аркоф и Роджер Корман. Они, видимо, были основным источником вдохновения для Кауфмана и Херца. Кауфман говорит: “Я считаю Сэма и Роджера Бетховеном и Моцартом независимого кинематографа. Справедливо будет сказать, что без влияния на Сэма на меня и Майкла Херца, Troma была бы совсем другой компанией сегодня, если бы вообще была”, и далее продолжает: “Майкл и я подрожали Роджеру, когда создавали Трому. У нас было видение маленькой студии, которая производит уникальные, качественные фильмы именно в то время, когда они нужны зрителям”. Аркоф высказал свою поддержку студии, когда в 1991 сделал передачу про Кауфмана и Трому, которая называлась «Система Тромы». Как и American International Pictures, Трома была основана двумя партнерами. Это очень редкий вид руководства студией, обычно руководством занимается целая куча людей, кабинет директоров и тп, которые все должны быть убеждены, что фильм принесет прибыль, перед тем как одобрить его производство. А когда такое одобрение будет высказано, эти люди не будут иметь отношения к собственно производству фильма. Когда компанией руководят всего два человека, особенно таких, которые сами непосредственно участвуют в производстве фильмов (создании сценария, режессировании, продюсировании), становится легче сохранить оригинальтность художественного замысла и контроль над процессом производства. Еще один забавный элемент тактики Тромы – это то, как они сами создают своих супер-звезд. Они не могут себе позволить использовать известных актеров, и создают своих звезд сами. Токсичный Мститель или Сержант Кабукимэн – такие же звезды, но для студии это дешево, потому что их может играть любой, кто наденет маску (автору посчастливилось играть Токсичного Мстителя в малюсеньком эпизоде нового фильма Кауфмана). Кинокомпания добилась такой степени узнаваемости своего брэнда на рынке, что зритель, удущий смотреть новый фильм Тромы – делает именно это, идет смотреть новый фильм Тромы – он может еще не знать названия самого фильма, но логотип Тромы однозначно описывает то, что он собирается увидеть.
|