База данных героев
Олиан, Скатник и экипаж вертолета были награждены медалями Героев фонда Карнеги. За последнее столетие малоизвестный Комитет фонда героев имени Карнеги выдал больше 9 тыс. медалей и денежных наград людям, подвергнувшим свои жизни особенному риску во имя спасения других. Эндрю Карнеги был зачарован героями гораздо сильнее многих других людей. Зимой 1904 г., находясь в своем 64-комнатном дворце в Верхнем Ист-Сайде Манхэттена, он услышал о страшной катастрофе в угольной шахте недалеко от Питсбурга. В результате сильного взрыва погиб 181 человек. Через несколько часов после этого на место происшествия прибыл весьма уважаемый инженер, бывший разработчиком шахты, и спустился в центральный ствол, чтобы помочь в спасении выживших горняков. Глубоко под землей он надышался ядовитыми газами — побочным продуктом взрыва, и вскоре умер, оставив вдову и приемного сына. На следующий день на поиски выживших во время взрыва отправился еще один доброволец — на этот раз шахтер. Он тоже погиб от воздействия удушливого газа, оставив вдову и пятерых детей. Карнеги, которого было нелегко чем-то поразить, был настолько тронут, что решил собрать $40 тысяч пожертвований, чтобы передать их семьям погибших. «Я не мог выбросить из головы мысли о женщинах и детях, пострадавших в результате этой катастрофы», — написал он. Кроме того, он изготовил две золотые медали, чтобы увековечить героизм погибших волонтеров. Через несколько месяцев Карнеги, бывший в тот момент богатейшим человеком мира, основал 5-миллионный фонд, а также комитет фонда героев. Именно этот фонд стал самой любимой из всех созданных им благотворительных организаций. «Не думаю, что в мире существует фонд с более благородной целью, — сказал он как-то с обычной для него нескромностью. — Этот фонд можно считать моим любимым детищем». Большинство прочих филантропических проектов Карнеги были придуманы кем-то другим. Но авторство идеи фонда героев принадлежало самому Карнеги. Несмотря на все свое бессердечие, проявляемое в бизнесе, он не терпел жестокости в жизни. Он презирал футбол, называя его спортом дикарей, а потому подарил Принстонскому университету озеро, чтобы у атлетов появилась возможность заниматься другими видами спорта. Он был пацифистом и протестовал, когда героям давали традиционное определение воинов. «Ложные герои человека-варвара способны только хвастаться умением уничтожать себе подобных, — писал он, — но истинными героями цивилизации являются только те, кто спасает людей или делает для них великое множество благих дел». В фонде героев хранится необычная база данных документально подтвержденных героических деяний. (Комитет не награждает медалями без самой тщательной проверки каждого из случаев и подтверждения всех фактов.) Список награжденных очень разнообразен. «Это люди всех возможных профессий, возрастных и этнических групп, — говорит директор Комиссии по внутренним делам Дуглас Чемберс. — Самым молодым героем у нас, кажется, была семилетняя девочка. Самой пожилой героиней стала 86-летняя женщина». Однако проявились и некоторые закономерности. В соответствии с результатами исследования, проведенного в Гавайском университете психологом Роналдом Джонсоном, из 450 актов героизма, признанных комитетом за период с 1989 по 1993 г., абсолютное большинство, то есть 91 %, было совершено мужчинами. Конечно, это может быть обоснованной составом выборки ошибкой. Ведь база данных фонда героев не может претендовать на полноту. О большинстве своих героев комиссия узнает из сообщений СМИ, и вполне возможно, что героические поступки свойственного мужчинам характера являются более привлекательными для освещения. Может быть, мужчины просто чаще оказываются в рискованных ситуациях, где кого-то надо спасать. (В конце концов, 61 % спасенных жертв также составляют мужчины.) В силу своей профессиональной принадлежности, а также более высокой толерантности к рискам, мужчины более склонны попадать в опасные ситуации. В среднем мужчины более сильны в физическом смысле, что тоже оказывает влияние на уровень их готовности идти на опасные действия. Но такое тендерное различие может свидетельствовать и о более тонких вещах. Вполне возможно, что мужчины более склонны видеть в себе спасителей, то есть верить в то, что они не только способны на героические поступки сами, но и в то, что такого поведения от них ожидают окружающие. Кроме того, подавляющее большинство героев фонда относятся, подобно Олиану, к рабочему классу. Из 283 мужчин, спасших людей, не являющихся членами их семьи, только двое занимали высокие посты. Вероятно, львиная доля этих людей делала то, что, по их мнению, от них ожидается с учетом их социальной роли. Как правило, это были водители грузовиков, сварщики, неквалифицированные рабочие, то есть люди, занятые физическим трудом, предполагающим, подобно спасательным операциям, наличие определенной степени риска. Исследование показало, что на удивление много таких ситуаций происходит в сельских районах или в малых городах Америки. Почти 80 % актов героизма произошли в местечках с населением, не превышающим 100 тыс. человек. Конечно, это тоже может быть ошибкой, определяемой качеством выборки. Но нельзя отрицать и того, что в маленьких городах все, как правило, друг друга знают. В соответствии с теорией взаимного альтруизма здесь благодеяния запоминают и чтут. Сэмюэл Олинер, выживший в Холокосте и посвятивший всю последующую жизнь попыткам понять суть героизма, также провел анализ героев Карнеги. Он наугад выбрал 214 человек из этого списка и расспросил их, почему они совершили свои героические поступки. Как и в случае с людьми, спасавшими евреев во время Второй мировой войны, он получил целый спектр разных объяснений. Но 78 % сослались на моральные ценности и нормы, воспитанные в них родителями и более широким окружением. «Многие говорили, что в какой-то момент жизни им дали понять, что люди должны заботиться друг о друге, и после этого они почувствовали, что готовность помочь окружающим неразрывно связана с их восприятием себя как личности», — написал Олинер. Ричард Олиан, прыгнувший в замерзший Потомак после крушения рейса 90, не был деревенским жителем. Но в остальных аспектах он очень похож на других героев, принимавших участие в исследовании: он — мужчина, у него была рабочая профессия и острое чувство, что оказывать помощь людям — это его долг. Итак, мы подходим к психологическому объяснению феномена героизма. Чувство сострадания в комбинации с личностными характеристиками человека, склонного оказывать помощь другим и идти на риск, может служить предпосылкой к героическому поведению. Но все это не объясняет, какой смысл могут иметь действия Олиана с эволюционной точки зрения. Когда я задала вопрос о героизме специалисту по поведению животных Джону Элкоку, его реакция была скептической. Наверно, байки о героях — преувеличение, говорит он. В конце концов, в среде других млекопитающих, например львов, «самые сильные хищники будут объединяться, чтобы защитить себя от опасности. Но о том, чтобы один лев принес себя в жертву во благо всей группы, не может идти речи. Если это и происходит, то исключительно по случайности». Так следует ли считать героев «случайно» возникшими существами? Или, если употреблять термины генетики, является ли Олиан жертвой мутации? А что можно сказать о даже еще более экстремальных рисках, на которые идут люди? Известно, что некоторые герои Карнеги не умели плавать, но все равно бросались в воду, чтобы спасти людей. Некоторые из них в результате погибли. Не безумие ли это с точки зрения механизма естественного отбора? Олиан, чуть не замерзший насмерть в ледяных водах Потомака, потом не раз задумывался об этом. «Мне всегда казалось чрезвычайно интересным, что люди, так плохо относящиеся друг к другу в обычной жизни, в тяжелую минуту могут делать ради других совершенно потрясающие вещи», — говорит он. Он не может говорить за остальных, но, думая о себе, пришел к выводу, что его действия диктовались корыстными интересами. «Если человек не получит от своего поступка ничего, я имею в виду совсем-совсем ничего, то он не будет действовать, — говорит он. — И я бы не стал». Во время Холокоста Алек Рослан, рискуя собственной жизнью и жизнью членов своей семьи, спас двух малолетних мальчишек. Через много лет, во время его выступления в одном из храмов Лос-Анджелеса, его переводчиком был Олинер. По воспоминаниям Олинера, по окончании речи Рослана окружили журналисты и стали вновь и вновь задавать один и тот же вопрос: «Почему вы сделали это? Что заставило вас рисковать жизнью? Почему?» Мы, как всегда, с почти религиозным рвением ищем героев, а находя их, приходим в изумление. В конечном итоге раздраженный Рослан повернулся к ним и спросил: «Зачем вы спрашиваете меня, почему я это сделал? Вы хотите сказать, что можно вести себя как-то иначе?» Снова и снова герои объясняют свои действия фразой: «Если бы я не сделал этого, я не смог бы потом жить в мире с самим собой». Она превратилась в клише, используемое после катастрофических событий. Но это не значит, что она не является простой истиной. Чем с большим количеством героев мне удавалось поговорить, тем очевиднее становилось, что я задаю им не тот вопрос. Дело было не в том, почему они сделали что-то. Лучше было задавать следующий вопрос: «Что страшного могло бы произойти с вами, если бы вы не сделали того, что сделали?» «По сути, ты делаешь это для себя, — говорит Олиан, — потому что боишься не сделать этого, а потом столкнуться с последствиями бездействия внутри себя самого». В обсуждаемом нами случае Олиан боялся разочароваться в себе. Его решимость на месте катастрофы была следствием уверенности в своих силах и неуверенности в себе, говорит он. Уверенности, потому что он знал, что у него достанет сил и способностей попытаться доплыть до пассажиров самолета, и неуверенности в себе, потому что ему нужно было доказать себе, что он сможет это сделать. Он прыгнул в реку не для того, чтобы стать героем, а для того, чтобы не стать трусом. Как сказал он сам: «Скорее это произошло из-за ощущения внутренней пустоты, чем из-за желания добавить что-нибудь к тому, что уже было внутри». Во время вьетнамской войны Олиан поступил на военную службу по той же самой причине. Он пошел во Вьетнам, потому что боялся не пойти туда: «Именно по этой причине я просто должен был сделать это. Я не хотел провести остаток жизни в раздумьях, смог бы я решиться на это или нет. Мог ли я достойно среагировать на ситуацию, какой бы она ни была? Я не знал, смогу ли выжить и как буду чувствовать себя, когда мне придется убивать людей. У меня было очень много вопросов». В 1969 г., в сезон дождей, Олиан с группой бойцов отправился в патруль в нагорьях центрального Вьетнама. Они перешли реку через небольшой временный мост, а утром обнаружили, что его затопило паводком, и вернуться назад они могут, только проплыв сотню ярдов в бушующей воде. Они прождали много часов, посылая просьбы о помощи со своей еле работающей рации. Помощь так и не пришла, и у них начало заканчиваться продовольствие. Оказавшись лицом к лицу с рекой и большой проблемой, Олиан нашел в себе достаточно уверенности в своих силах (и достаточно неуверенности в себе), чтобы прыгнуть в воду. Он переплыл реку и таким образом смог ответить на один из своих вопросов. Психолог-дарвинист Гордон Гэллап-младший без колебаний рисует предполагаемый портрет среднестатистического героя: «Я готов поспорить, что большая часть героев — это молодые холостые мужчины, не имеющие детей». (Не знаю, считать ли это простым совпадением, но Олиан, хоть и был женат, все-таки был молодым и бездетным мужчиной.) Гэллап с такой легкостью высказывает это предположение, потому что знает, что нашей жизнью правят эволюционные императивы. Если мы готовы сделать что-то, то эти действия, скорее всего, помогут нам в деле генетического выживания. Мужчины более склонны становиться героями, потому что это приносит им репродуктивные дивиденды, говорит Гэллап. Если у них еще нет детей, героизм — хороший способ гарантировать, что когда-нибудь у них их будет очень много. Если говорить другими словами, все девушки любят геровев. «Сотри с альтруиста краску, и под ней окажется гедонист», — говорит Гэллап. Конечно, слишком сильно сказано, но смысл понятен. А если будущий герой погибнет в попытке совершить свой подвиг? Ну, тогда его сестры, братья и родители, то есть другие хранители его генетического материала, выгадают из-за того, что стали безутешными родственниками героя. Женщины же, как гласит теория эволюции, имеют возможность максимально эффективно продвигать свой генетический материал выбором лучших для себя партнеров по качественным (а не количественным) характеристикам. Кроме того, женщины могут делать это, воспитывая детей, что при качественном исполнении тоже может стать актом героизма, хотя им вряд ли дадут за это медаль Карнеги. Сведя феномен героизма к его эволюционным корням, поначалу можно почувствовать некоторое разочарование, как будто мы заглянули в шляпу фокусника. Но помните, это всего лишь глубоко зарытые корни. За миллионы лет эволюции выросло гигантское, узловатое дерево, увешанное культурными и психологическими мотивациями. Если эволюционная теория говорит нам, что героизм, хотя бы с генетической точки зрения, может быть эгоистичным явлением, то это не обязательно плохо. Это всего лишь означает, что все мы можем стать героями в какой-то момент жизни. Другими словами, благое деяние приносит нам пользу. А если мы все потенциально способны на это, то можем развивать этот потенциал в нашей культуре и соответственно чаще встречаться с этим явлением.
|