Студопедия — Активность личности при слепоте
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Активность личности при слепоте






Говоря об отрицательном влиянии нарушений в системе зрительных ощущений на степень точности отражения, его нельзя рассматривать однозначно, сводя все изменения к отсутствию или редуцированности зрительных впечатле­ний, к соответствующему обеднению чувственных знаний и преобладанию ощущений иных, чем в норме, модальнос­тей. Данное положение вытекает из экспериментально обос­нованной возможности достаточно полно и точно отражать одни и те же материальные, пространственные и временные свойства объективного мира в ощущениях различной мо­дальности. Это в значительной мере компенсирует отсут­ствие или недостаточность зрительных впечатлений. По­этому адекватность отражательной деятельности слепых зависит не только от состояния зрительного анализатора, но и от характера их перцептивной деятельности — от сис­темности работы анализаторов, «умения» воспринимать, активности познающего субъекта.

Отражательная психическая деятельность есть про­цесс взаимодействия объекта и субъекта. Еще Гербарт от­вечал, что для адекватного восприятия недостаточно Иметь перед глазами объект. Для такого восприятия необ­ходима активная работа анализаторных систем, «обучен­ная сетчатка глаза» (М.И. Сеченов), умело осязающая рука, а в конечном итоге активно действующая личность. Полу­ченные в ходе изучения познавательной деятельности сле­пых школьников данные достаточно отчетливо подтверж­дают справедливость этого утверждения. Например, установив зависимость скорости и точности восприятия ча-стичнозрячих и слабовидящих от остроты зрения, исследо­ватели в то же время встречаются с частыми отклонениями от этой закономерности, заключающимися в том, что в ряде случаев испытуемые с более низкой остротой зрения показывают более высокие результаты, чем испытуемые с лучшим состоянием этой зрительной функции.

Таким образом, адекватность отражения зависит не только от отображаемого объекта, но и от отображающе­го субъекта, его подготовленности к восприятию и актив­ности, которая в свою очередь является результатом раз­вития субъекта познания, овладения им формами познавательной и практической деятельности.

На активность, как одно из важнейших свойств лично­сти неоднократно указывали А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др. Активность в настоящее время является одним из ключевых понятий в психологии деятельности.

Не подлежит сомнению, что отсутствие зрения или тя­желые хронические нарушения его ведущих функций вносят существенные изменения в жизнь человека, за­трудняя его взаимодействие с окружающим миром, сни­жая его активность.

Активность является фундаментальным свойством, присушим всей живой материи. Разумеется, на различных ступенях эволюционной лестницы уровни активности и ее проявления различны, и только «с переходом к челове­ку, сознание которого изначально формируется в борьбе с силами природы, в непрерывном преодолении внешних и внутренних барьеров на пути к реализации своих целей, активность отражения, выраженная в продуктивной творческой деятельности, достигает высшего уровня»1.

Активность человека определяется как биологически­ми, так и социальными факторами, причем последние в этом взаимодействии оказываются ведущими.

В процессе онтогенетического развития человека эта первоначальная активность реализуется в ряде безусловных рефлексов (пищевого и других, лежащих в основе opганических потребностей) и ориентировочно-поисковой деятельности. Последняя имеет в своей основе безусловные рефлексы. В современной физиологии и психологии пока­зано, как развивается активность в фило- и онтогенезе.

Не касаясь здесь физиологических основ активности (этот вопрос исследован еще крайне недостаточно), рассмо­трим те внешние условия, в которых формируется такое важное качество или набор качеств личности слепого и слабовидящего, как общая активность, имея в виду в пер­вую очередь активность познавательной деятельности.

Снижение (или недоразвитие) активности у лиц с глу­бокими нарушениями зрения отчетливо показано в ряде тифлопсихологических и тифлопедагогических исследо­ваний. Наиболее ярко снижение активности проявляется в преддошкольном и дошкольном возрасте.

Прежде всего снижение активности отражается в ори­ентировочно-поисковой деятельности.

Недостаточная выраженность ориентировочных реак­ций при врожденной тотальной слепоте и почти полное их отсутствие у слепоглухонемых детей дали повод некото­рым дефектологам и философам утверждать, что ориенти­ровочно-исследовательская деятельность не имеет биоло­гической основы и формируется прижизненно. Так, А.И.Мещеряков утверждал, что «деловая» активность слепоглухонемых проявляется только при удовлетворе­нии органических потребностей и что на первых порах развития у детей с отсутствием слуха, речи и зрения ориен­тировочно-исследовательской деятельности не наблюдает­ся. Другие исследователи пытаются доказать, что соглас­но понятию интериоризации (переноса действий во внутренний план), на основе которой происходит обучение слепоглухонемых, «все без исключения специфически человеческие функции, а потому и обеспечивающие их физи­ологические, нейродинамические механизмы суть по генези­су и по существу своему «интериоризованные» способы и формы внешней — чувственно-предметной — деятельности человека как социального существа...; в составе высших пси­хических функций человека нет и не может быть абсолютно ничего врожденного, генетически унаследованного»1.

Отрицание генетической обусловленности развития выс­ших психических функций, стремление свести весь процесс развития этих функций к интериоризации внешней дей­ствительности неизбежно приводит к идее «гоминизации» психики ребенка, суть которой заключается в том, что при рождении ребенок не является человеком и становится им лишь в процессе общения с людьми. Не вдаваясь в специ­альный анализ этой концепции, где происходит явное сме­шение понятий «человек» и «личность», подчеркнем, что, развиваясь и достигая подлинно человеческого уровня в процессе деятельности и общения, активность индивида имеет тем не менее вполне определенную биологическую ос­нову. Ею являются наследуемые, безусловнорефлекторные ориентировочные реакции. Развитие этих реакций и пре­вращение их в ориентировочно-поисковую деятельность за­висит от характера внешних воздействий.

Существование такой зависимости подтверждается на­блюдениями за слепорожденными. Наличие частых отрица­тельных подкреплений рефлекса «Что это такое?» (ушибы, травмы) уже при первых проявлениях поисково-ориентиро­вочной деятельности у слепых детей ведет к редуцированнос­ти, ослабленности, заторможенности ориентировочных ре­акций.

Выше было показано, что человеческая активность проявляется и развивается в деятельности. Основным ис­точником активности являются потребности. Выпадение или редуциирование зрительных функций отрицательно влияет на формирование потребностей, нарушает соотно­шение потребностей материальных и духовных. Спонтанное развитие потребностей ведет к доминированию и даже к гипертрофии у слепых потребностей органических как наиболее легко удовлетворимых. Тот факт, что потребности первично связаны с ощущениями, представляется вполне доказанным. Доказатель­ство зависимости потребностей от ощущений заключает­ся в существенном изменении их характера и динамики при серьезных сужениях сенсорной сферы (слепоте, глу­хоте, слепоглухоте), которое возмещается лишь по мере компенсации дефекта. Это возмещение идет за счет вос­становления структуры, объема, динамики и мотивационного значения потребностей.

Среди широкого круга человеческих потребностей за­метное место занимают потребности перцептивные, про-., являющиеся в непреодолимом стремлении к восприятию мира. «Восприятие движимо всегда непосредственным, присушим ему мотивом, — писал Вудвортс, — который можно назвать желанием воспринимать», т.е. тем, что теперь мы называем перцептивной потребностью. Анало­гично высказывался и Б.Г. Ананьев, утверждавший, что У людей «ощущения сами становятся особым видом по­требности в познании внешнего мира, приобретая само­стоятельное, относительно независимое от питания и раз­множения жизненное значение»1.

Снижение активности познавательной деятельности у Детей с дефектами зрения обусловлено прежде всего двумя взаимосвязанными причинами: с одной стороны, недоразвитием перцептивных потребностей и познавательных интересов, а с другой, недоразвитием навыков осязательного (у незрячих и особенно частичнозрячих) и визуального (у слабовидящих и особенно частичнозрячих) обследования. При этом уровень активности отражения при прочих равных условиях оказывается зависимым от степени тяжести дефекта и времени его появления.

Отрицательные подкрепления ориентировочного ре­флекса, тормозящие развитие перцептивных потребностей и влекущие за собой снижение активности познавательной деятельности, не являются единственной причиной этого явления. Снижение познавательной активности обусловлено также и явно недостаточной стимуляцией ее извне. От­сутствие или резкое ограничение возможности визуально дистантно и одномоментно — воспринимать окружающий мир отрицательно сказывается на тонусе коры головного мозга, понижает активность мозговой деятельности, пока­зателем чего является исчезновение или депрессия альфа-ритма. Разумеется, это частично компенсируется за счет того, что множество раздражителей, индифферентных для нормально видящих, получают для лиц с глубокими нару­шениями зрения сигнальное значение (звуковые, термаль­ные, механические и т. д.). Однако эти воздействия не могут сами по себе возместить ущерба, наносимого полным или частичным выключением зрительных функций. В связи с этим в школах для слепых и слабовидящих чрезвычайно jv; важно проводить работу, направленную на развитие со хранных анализаторов и выработку сигнальных значений раздражителей, способных заменить невоспринимающиеся световые воздействия.

Резкое сокращение потока информации, наблюдающе­еся при слабовидении и особенно при слепоте, связано не только с нарушением зрительных функций, но и с перцеп тивными возможностями сохранных анализаторных систем. В этом отношении даже такая система, как тактильно-кинестезическая, являющаяся основой второго (после зрительных) вида гностических ощущений и осязатель­ного восприятия, значительно уступает зрительной сис­теме. Перцептивные возможности контактного осяза­тельного восприятия ограничены, как правило, зоной действия рук. И хотя поле осязательного восприятия может расширяться за счет перемещений тела в простран­стве, а также использования различных щупов (инстру­ментальное осязание), тем не менее в каждый данный мо­мент слепые имеют дело с весьма ограниченным, так называемым предметно-познавательным пространством. Сужение поля восприятия наблюдается не только при тотальной, но и при парциальной слепоте и слабовиде­нии. Наряду с крайне ограниченными возможностями од­новременного охвата пространства при помощи осязания и последнем случае резко суживается поле зрительного восприятия, что обусловлено понижением разрешающей способности глаз и различными нарушениями поля зре­ния. Все это — и ограниченность поля восприятия, и сни­жение пропускной способности анализаторных систем слепых и слабовидящих — ведет к сокращению воздействия «новых» раздражителей, которые необходимы для удовлетворения перцептивной потребности, развития по­знавательного интереса, формирования активности у/ субъекта познания.

Затруднения, испытываемые лицами с глубокими на­рушениями зрения при восприятии окружающего мира, и вызванное ими снижение активности отражения требуют самого широкого педагогического вмешательства с раннего детства, вмешательства, которое способствовалбы развитию навыков осязательного и визуального обследования, формированию перцептивных потребностей и по­знавательных интересов, а в конечном итоге — активизации познавательной деятельности.

Серьезным препятствием для проявления активности являются затруднения, испытываемые слепыми при установлении социальных контактов. Неадекватные установки слепых к себе, зрячим, различным видам деятельности, так же как и неверные представления зря­чих о слепых и их возможностях, являются основным препятствием включения инвалидов по зрению в актив­ную деятельность и, следовательно, их социально-трудо­вой и социально-психологической реабилитации.

Еще одним фактором, снижающим активность слепых, являются отрицательные эмоциональные состояния (де­прессивные настроения, стрессы), а также фрустрации (со­стояние психического напряжения), обусловленные часто встречающейся у слепых неадекватной самооценкой и трудностями адаптации к жизни без зрения. В ряде случа­ев инвалиды по зрению оказываются не в состоянии пре­одолеть возникающие перед ними препятствия. Мно­гократное повторение фрустрации ведет к снижению активности, безынициативности, отказу от деятельности.

Однако все упоминавшиеся выше факторы снижения активности при глубоких нарушениях зрения могут быть преодолены путем создания соответствующих условий для успешного компенсаторного приспособления. Важ­нейшим из них является включение инвалидов по зрению в деятельность, формирование у них положительной моти­вации и установок. Исследования показывают, что при правильной организации учебно-воспитательной и коррекционной работы зависимость мотивов учебной, трудо­вой и общественно полезной деятельности от состояния зрении отсутствует, а активность лиц с нарушенными функциями зрения приходит в норму. Активное участие тысяч инвалидов по зрению в жизни нашего общества, их успехи в самых различных областях деятельности — луч­шее тому подтверждение.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 507. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия