Общие проблемы развития сенсорики незрячего
Процесс создания образов внешнего мира при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы, глубины и характера поражения зрения. В связи с этим в основу его рассмотрения мы положили ту дефиницию зрительных дефектов, которой в настоящее время придерживается большинство тифлопсихологов мира, а именно: тотальная слепота и 1о^ ушоп (низкое зрение), куда входят все виды остаточного зрения и слабовидение. Такое разграничение определяет доминирующую в познании сенсорную систему с ее особенностями ощущений, восприятий и представлений, лежащих в основе формирования образов внешнего мира у людей со зрительными нарушениями. У всех лиц остаточное зрение, даже самое малое, все равно оказывается ведущим в познании окружающих объектов, поскольку основная роль в чувственном отражении принадлежит именно ему. Примерно 90% всей информации человек получает через зрение. Однако это не значит, что при слепоте и глубоких зрительных дефектах он теряет такое же количество впечатлений, так как некоторые анализаторы могут отражать ту же сторону и те же качества предмета, что и другие. Например, как осязание, так и зрение позволяют выяснить форму, протяженность, величину объекта. Нарушение деятельности зрительного анализатора приводит к образованию новых внутри- и межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем и образованию свойственной только слепым или слабовидящим специфической психологической системы. При полном отсутствии зрения осязание становится преобладающим в сенсорном отражении предметного мира во взаимодействии с другими сенсорными модальностями. Превалирование двигательного компонента в психологической системе незрячего выявилось в исследованиях Л.А. Новиковой, показавшей отсутствие альфа-ритма в затылочной зоне у тотально слепых и усиление, активизацию деятельности теменных областей, обеспечивающих двигательную активность. Однако какая бы сенсорная система ни доминировала в познании окружающего мира у лиц с нарушенным зрением, она является сложной организацией, отражающей взаимодействие различных анализаторов и их взаимное влияние в процессе формирования образов, а сам образ становится «центром мощного комплекса психологических понятий...» и представляет собой «знание об окружающем мире, данное в форме ощущений, восприятий, пред- ставлении, мыслей...»
|