Во время попыток трансформации предложений возникновение ассоциаций у детей с нормальным развитием речи приводило к появлению языковых ориентировок, т. е. ориентировок, помогающих найти адекватный коммуникативной ситуации способ выражения своих мыслей: «Папа починил стул. Значит, стул теперь какой?» — «Починенный» (Таня Д., 3 г. 4 мес, норм. разв.).
У воспитанников с общим недоразвитием речи ассоциации помогали ориентироваться в коммуникативной ситуации, вычленить главное в ней, но не обеспечивали ориентировки на языковую систему. Это проявлялось в том, что темо-рема-тические ассоциации касались выделения главного и второстепенного не в предложении, а в представляемой по этому поводу ситуации и поэтому были аграмматичными: «Таелка / игуська / самася / и мальтик самася / и деватька / и мальтик писел//» (Дима К., 3 г. 5 мес, ОНР).
Чаще всего ассоциации относились к слову, на которое падало фразовое ударение в высказывании взрослого. Затем испытуемые конструировали фразу, относящуюся к заданному слову, а не ко всему высказыванию партнера. Вероятно, вследствие этого нарушалось не только восприятие и понимание партнера, но и расстраивался механизм децентрации, т. е.
отождествления себя с говорящим человеком: «Мама постирала платье. Значит, платье уже какое?» — «А моя дома патье и кофта там есть. А Ваня уеха бабуле. Там есть котик. Такой не седитый...» (Соня Т., 4 г., ОНР).