Студопедия — Георгий Васильевич Чичерин 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Георгий Васильевич Чичерин 4 страница






к государству, которое есть высший органический союз. При различии способностей,

определяющих права в различных случаях, все, что можно сказать, это то, что

гражданин, несущий государственное тягло, должен пользоваться и некоторыми

политическими правами, если не в общем государственном строе, то в местных

делах, где способность требуется меньшая.

Различие прав и обязанностей ведет к разделению граждан на различные

категории. Когда это разделение имеет характер постоянный, то из этого образуются

различные состояния лиц. Состояние, как единое целое, связанное общими правами

и обязанностями, имеющее известную организацию и занимающее известное место

в государственном строе, есть сословие. Отсюда разделение граждан на сословия.

Однако это разделение редко имеет исключительно политический характер. Обыкновенно

к политическим правам присоединяются права гражданские. Вглядываясь в историю,

мы видим, что государство собственно не создает сословий; оно признает существующие,

подчиняя их своим целям, и налагая на них свою печать. Самое же образование

сословий относится к области других союзов-кровного, гражданского и церковного.

Поэтому и формы, которые принимают сословия, весьма разнообразны. Здесь могут

быть различные сочетания начал, свойственных разным союзам. Об этом мы подробнее

поговорим впоследствии.

 

Глава V. Государственная область

 

Государственная область, или территория, есть пространство земли, на

которое распространяется государственная власть.

Область составляет необходимую принадлежность народа, образующего государство.

Она отделяет государство от других и дает ему самостоятельное место на земном

шаре. Будучи вещью, она не входит в союз, как составной его элемент, но является

необходимым его придатком.

Пространство области определяется ее границами, границы же определяются

отношениями к соседям, то есть, международными трактатами. Поэтому, учение

о государственных границах, о их расширении и способе приобретения новых земель

относится к международному праву. Здесь мы должны определить внутренние существенные

признаки государственной области, ее состав и отношение к государственной

власти.

Из самого понятия о государственной области вытекают следующие положения:

1. Все, что заключается в пределах территории, подчиняется полновластию

государства; однако не в том смысле, что все это составляет принадлежность

земли. Такое воззрение существовало в средние века. Князь считался собственником

территории, и все, что находилось в ее пределах подчинялось ему, как состоящее

в его владениях. Отсюда правило: воздух делает крепостным (Luft macht eigen).

Это-воззрение частного права. По понятиям государственным, напротив, земля

составляет принадлежность народа, образующего государство, а потому власть,

господствующая в народе, распространяется и на землю. Государственной власти

присваивается известная сфера деятельности, пределы которой определяются пространством

области. Отсюда изменение, сделанное в титуле французского короля после революции:

прежде он назывался королем Франции, что означало его владельческие права;

после он стал называться королем Французов, что означало его государственную

власть.

2. Всякая другая власть исключается из государственной территории. В

средние века опять это начало не признавалось. Земля считалась собственностью

князя, а в праве собственности возможно совместное существование прав нескольких

владельцев: одному принадлежит полная собственность, другому право пользования

или сервитут. В государстве это не мыслимо. Область означает сферу действия

государственной власти, а две верховные власти совместно существовать не могут;

одна необходимо должна устранить другую. Подобное столкновение старого права

с новым было поводом к войне, которую первая коалиция вела против Франции

в 1792 году. Некоторые немецкие князья имели ленные владения в Эльзасе. Французское

законодательное собрание отменило эти права, как несовместные с государственными

началами, и определило владельцам денежное вознаграждение. Этот односторонний

акт государственной власти был сочтен немецкими князьями за нарушение права

и послужил предлогом к войне.

Как исключение, в виде юридической фикции, признается и в настоящее время

экстерриториальность иностранных послов, их свиты и жилища. Они считаются

как бы состоящими на территории своего государства. Тоже относится и к военным

кораблям.

Так как государство составляет единое целое, то и государственная область

едина. Поэтому, основной закон всякого государства состоит в нераздельности

государственной территории. В средние века и это начало не признавалось. В

то время княжеские владения делились по началам частного права между наследниками

умершего князя. Эта нераздельность не мешает однако территории состоять из

нескольких частей, которые все вместе образуют одно целое. Деление может быть

не только административное, на провинции, губернии, округи и тому подобное,

но и политическое. Государство может состоять из нескольких отдельных государств,

образующих одно целое. Таковы союзные государства, о которых будет речь ниже.

Из единства области вытекает, далее, ее неотчуждаемость. Это опять основное

начало государственного права. Этим однако не означается, что отчуждение части

территории фактически и юридически невозможно. Война и вообще международные

отношения нередко заставляют государства делать подобные уступки. Но это совершается

по внешнему принуждению, силою исторических событий, которые изменяют состав

государства и которым государство противостоять не может. Начало неотчуждаемости

территории устраняет только те частные способы отчуждения, продажи, промены,

уступки, которые существовали в средние века. Пока на землю смотрели как на

собственность, с нею можно было обращаться как с вещью. Но как скоро земля

признается принадлежностью живущего на ней народа, так подобное отношение

к ней становится невозможным. Народ нельзя отчуждать, как собственность. Поэтому,

даже в международных отношениях, когда совершается добровольная уступка области,

основным правилом должно быть согласие на то жителей. Этого требовал еще Гуго

Гроций в XVII-ом веке. Но в первый раз это правило было приложено в наше время

при уступке Савойи и Ниццы по трактату, заключенному между Пиэмонтом и Францией.

Конечно, при завоевании, побежденных не спрашивают. Тут действует одно право

силы. До признания высших нравственных требований международное право еще

не дошло. Что касается до пустопорожних земель, то они могут отчуждаться свободно.

Где нет жителей, там земля остается чистою вещью, которою государство распоряжается

по своему изволению.

Как же определяется отношение государственной власти к области? Какого

здесь рода юридическое начало?

Некоторые публицисты, например Блунчли, исходя от положения, что здесь

господствует публичное, а не частное право, называют это отношение не собственностью

(dominium), а властью (imperium). С этим нельзя согласиться, хотя тут есть

доля истины. Слово imperium происходит от imperare, повелевать. Но земле повелевать

нельзя; повеление может относиться только к людям. Земля есть область власти;

но власть распространяется на людей в этих пределах именно потому, что земля

составляет принадлежность живущего на ней народа, как целого, то есть, государства.

Поэтому здесь следует различать два начала: 1) полновластие над людьми в пределах

территории; это так называемое территориальное право, или, лучше, территориальная

власть; 2) право распоряжаться самою землею и состоящими на ней вещами для

общественных целей. Это право, будучи вещным, подводится под понятие собственности

государства в отношении к своей территории, но это собственность особенного

рода, вытекающая из публичного, а не из частного права. Принадлежность целой

области целому государству по публичному праву совместна с принадлежностью

частей частным лицам, входящим в состав государства, то есть, частной собственности.

Отдельное лице может распоряжаться своею собственностью для всех своих частных

целей, государство же распоряжается областью для целей общественных. Эти два

права могут придти в столкновение; в таком случае частная собственность должна

уступить. Вследствие этого превосходства, территориальная собственность называется

верховною (dominium eminens), однако не в смысле средневекового частного права,

по которому всякая частная собственность признавалась исходящею в виде лена

от верховной собственности князя, а в том смысле, что государственное право

имеет перевес над частным. По публичному праву, государство имеет над совокупностью

своей территории только те вещные права, которые вытекают из существа его,

как государства. Основание их заключается в общей пользе. Частная же собственность

существует рядом с публичною, совершенно от нее независимо, Она имеет свою

исходную точку - права личности, и свои начала, определяемые законом, установляемым

верховною властью, но не проистекающие из собственности государственной. Как

отдельное лице, с своею естественною свободою и вытекающими из нее правами,

существует независимо от верховной власти, подчиняясь только установленному

ею закону, так и частная собственность, имеющая свой корень в личной свободе,

существует независимо от государства, подчиняясь только высшим его требованиям.

Тут сталкиваются два элемента,, лице и союз, из которых каждый имеет свою

сферу, и которые требуется согласить..

Соглашение состоит в следующем:

Из права верховной собственности вытекает: 1) право брать часть имущества

граждан на общественные потребности. Это не есть плата за право пользования

землею, как ленные доходы в средние века, или как подати, доселе существующие

в некоторых восточных государствах, где монарх считается собственником всей

земли и распорядителем всякой промышленной деятельности. По публичному праву,

государство взимает с собственности граждан не плату за пользование, а подать

для удовлетворения своих нужд. Право взимания податей может иметь различные

основания: личное и вещественное. Его можно рассматривать, с одной стороны,

как право государства требовать с каждого своего члена участия в общих расходах.

Это мы видели выше. На этом начале основаны все личные подати, например, прежняя

наша подушная. Но в настоящее время подати обыкновенно падают на имущество,

кому бы оно ни принадлежало, подданному или иностранцу. В косвенных податях

нельзя даже определить, кем они окончательно уплачиваются, продавцом или потребителем.

В самых прямых налогах, хотя они уплачиваются владельцем имущества, последний

может вознаградить себя из наемной платы или на цене продаваемых произведений,

так что и здесь окончательно неизвестно, на кого падает подать. Поэтому,.

взимание податей следует рассматривать не только как личное, но и как имущественное

право государства, вытекающее из верховной собственности, в силу которой государство

выделяет себе ту часть доходов, которая необходима для общественных целей.

Это-право эластическое; оно определяется размером и разнообразием целей,.

тогда как при частных отношениях, например при аренде земель, плата за право

пользования определяется договором и зависит от экономических условий. Поэтому,

в последнем случае расход владельца зависит от дохода, тогда как в первом,

наоборот, доход зависит от расхода: берется то, что нужно. В этом отношении,

частная собственность, не смотря на свою независимость, подвергается существенным

ограничениям в пользу государства. Единственная ее защита состоит в вытекающем

из справедливости требовании равномерного распределения податей, а в представительном

порядке она охраняется правом граждан участвовать в определении доходов и

расходов. В одних странах это право ограничивается местными налогами, в других

оно распространяется и на государственные.

С правом взимать подати тесно связано и право налагать повинности на

частную собственность в пользу государства. Сюда относятся, например, запрещение

делать постройки вокруг крепостей, право государства добывать материалы из

частных земель для постройки государственных дорог, также бечевники, установляемые

вдоль рек. Такого рода повинности и ограничения могут налагаться в видах общественной

пользы и без присвоения чего -либо государству. Таковы, например, ограничения

лесного хозяйства в видах предупреждения истребления лесов.

Из этой же верховной собственности вытекает и право государства выделять

из народного достояния некоторые вещи или отрасли в исключительное свое пользование.

На этом основаны государственные регалии и монополии. И здесь это выделение

определяется не частным правом собственности, а общественною пользою. Иногда

регалия состоит только в праве концессии. Так например, в государствах, где

право собственности на недра земли отделяется от права собственности на поверхность,

государство от себя дает частным лицам концессии на разработку рудников. Основание

этого права заключается не в том, что государство есть собственник недр земли,

тогда как частные лица владеют только поверхностью (так смотрели на это право

в средние века, и это воззрение удержалось еще в некоторых законодательствах),

а то, что общественная польза требует для этой отрасли промышленности особых

условий разработки.

Наконец, на том же праве верховной собственности основана и экспроприация

для общественной пользы. Она существует во всех законодательствах, хотя не

везде высказывается в виде общего начала. В римском праве экспроприация вовсе

не признавалась, по крайней мере в виде общего правила. Должно полагать, что

для построения дорог и других потребностей Римляне прибегали к частным актам,

как это и ныне делается в Англии, где общего закона об экспроприации нет,

а требуется всякий раз особый акт парламента, которым определяются способы

и условия. В других странах, напротив, для этого предмета существуют общие

законы, которые прилагаются административною властью. Во всяком случае, основное

правило экспроприации состоит в том, что она должна совершаться для общественной

пользы и с справедливым вознаграждением. Иначе это-конфискация, которая составляет

нарушение права, несовместное с правильным гражданским порядком.

Французское законодательство требует, чтобы вознаграждение непременно

было предварительное, другие только по мере возможности. Этим ограждается

право собственности, которое, уступая общественной пользе, сохраняется однако

неприкосновенным, ибо превращается в соразмерную цену. Так разрешается столкновение

общего права с частным.

Все изложенные права государства суть права имущественные, которые объясняются

только верховною собственностью государства на совокупность территории и всех

находящихся на ней имуществ. Это такие права, которые принадлежат государству,

как государству, во имя общественной пользы, а не как субъекту частной собственности.

Но это же самое верховное право собственности переходит в полную собственность,

как скоро оно не встречается с частным правом. Это мы и видим в экспроприации.

С устранением частной собственности вещи переходят в полную собственность

государства. Тоже имеет место в регалиях.

На этом основании государство признается субъектом собственности на вещи,

никому не принадлежащие. Однако здесь могут быть разные системы. Римское право

не признавало за государством этого права. Там общее правило было, что вещь

без хозяина принадлежит первому, кто ею завладеет (Res nullius cedit primo

occupanti). Этим узаконяется естественно принадлежащее человеку право налагать

свою волю на все произведения природы, пока нет чужого права, ему препятствующего.

Здесь государство ограничивается принадлежащею ему сферою общих интересов,

предоставляя гражданскую' область полной свободе. Совершенно иное воззрение

господствовало в средние века. Здесь сила вотчинного права распространялась

на все; оно охватывало не только вещи, никому не принадлежащие, но и наследство

иностранцев, что называлось jus albinagii (droit d'aubaine). Из этого вотчинного

права развилось признаваемое новыми законодательствами право на вещи, никому

не принадлежащие. Так, во французском гражданском кодексе постановлено: "les

biens qui n'ont pas de maitre, appartiennent a l'Etat". Отсюда и право на

выморочные имущества. Где нет наследников, собственником становится государство.

Другие законодательства признают право государства главным образом на земли.

Поэтому, пустопорожние земли вообще считаются собственностью государства.

Даже в Соединенных Штатах, где государственное начало всего менее развито,

пустопорожние земли делятся на участки и продаются государством в частную

собственность. В этом верховном праве можно видеть требование общественной

пользы. Пустопорожние земли составляют общий фонд для будущих поколений. Государство

налагает на них руку, не с тем, чтобы присвоить их себе, а с тем чтобы регулировать

занятие и предупредить расхищение. Отсюда вытекает и концессия рудников.

Таким образом, право собственности государства на территорию является

с двояким характером: относительно совокупной территории оно составляет верховное

право собственности (dominium eminens); относительно же тех имуществ, которые

не находятся в частных руках, это-полное право собственности. Первое состоит

в вытекающем из существа государства верховном праве распоряжаться всеми вещами,

находящимися в пределах территории, для общественной пользы; во втором случае

государство является таким же собственником, как и частные лица, почему и

права его определяются одинакими началами. Как юридическое лице, составляющее

субъект частного права собственности, государство есть казна (fiscus). Казенное

право пользуется некоторыми преимуществами перед частным, но вообще оно следует

началам гражданского права.

Есть однако третий вид государственной собственности, находящийся как

бы посредине между обоими. Это-право на вещи, состоящие в общем употреблении.

Таковы дороги, судоходные реки и т. п. Французское право отличает этот вид

государственной собственности словом общественное имущество (domaine public),

от имущества государственного, или казенного (domaine de l'Etat). Юридические

начала, которым следуют эти два рода собственности, совершенно различны: казенное

имущество, как всякая частная собственность, служит доходною статьей, отчуждается,

подлежит давности; общественное имущество, напротив, служит для общего пользования,

не отчуждается и не подлежит давности. Отчуждаемым оно становится, только

когда решением подлежащей власти оно перестает быть имуществом общественным

и переходит в разряд казенных. Следовательно, здесь государство является собственником

не в качестве частного лица, владеющего имуществом, а как представитель целого

общества. Это не верховное право собственности, а полное право собственности.

принадлежащее государству, как таковому, но не по частному праву, а по началам

публичного права.

Собственно только верховное и общественное право вытекают из существа

государства, как такового; они одни необходимы для исполнения его целей. Присвоение

же государству собственности, наравне с частными лицами, там где она не служит

непосредственно общественным целям, представляет не более как остаток средневекового

частного права. Государство есть субъект не частных, а публичных прав. Если

пустопорожние земли присвоиваются ему в видах общественной пользы, то окончательная

цель этого присвоения состоит в регулировании частного занятия при переходе

земель в частные руки. В области гражданской, лице с присущею ему свободою

и вытекающая из нее частная собственность составляют основание всего общественного

быта. Вещи, предназначенные для общего употребления или служащие фондом для

общего пользования, являются только исключением. Поэтому и национализация

земли, в смысле присвоения государству всех земель, есть не более как праздная

мечта, равно противоречащая и природе государства и существу гражданского

общества. Она коренится только в путанице понятий.

 

Глава VI. Верховная власть

 

Власть, вообще, есть воля, имеющая право повелевать. С юридическою властью

неразлучно соединена и сила приводить свое решение в исполнение, ибо юридический

закон есть закон принудительный. Поэтому, юридическая власть содержит в себе

двоякую силу, юридическую и физическую, силу обязывать и силу принуждать (vis

obligandi и vis coercendi seu agendi). Впрочем, обе стороны могут быть разделены,

так что одна власть произносит решение, а другая его исполняет.

Власть всегда присваивается известному лицу. Без лица она немыслима,

ибо только единичное лице может решать и действовать. Она может принадлежать

и нескольким лицам вместе; тогда необходимо установление способов совокупного

решения, так чтобы воля была одна. Таким образом, всякая власть заключает

в себе два элемента: юридический элемент, право, составляющее существо власти,

и лице или лица, облеченные правом; они определяют форму власти.

Власть может быть частная и общественная. Первая принадлежит частному

лицу над другим лицом; таковы власти семейная и господская. Вторая принадлежит

союзу, или обществу, над его членами. Здесь лице, облеченное властью, является

органом и представителем целого; оно действует во имя общей цели. Право принадлежит

ему, не как лицу, а как органу целого.

Всякий постоянный союз основан на подчинении членов целому; без этого

нет союза. Поэтому, во всяком союзе существует общественная власть; а так

как союзы различны, то и власти могут быть различны.

Общественная власть может быть патриархальная, гражданская, церковная,

государственная. Патриархальная власть в более обширных формах кровного союза,

как-то, в роде и племени, получает общественное значение; но при этом всегда

сохраняется и частный характер, ибо таков, по существу своему, характер самого

кровного союза. Гражданская власть установляется в частных союзах, которые

образуются в гражданском обществе, как-то, в товариществах и корпорациях.

И она, по своему происхождению, носит в значительной степени частный характер;

настоящее общественное значение она получает, только когда корпорация становится

органом государства. Церковная власть имеет высшее нравственное значение;

она повелевает во имя религиозно-нравственного закона. Но сама по себе, она

имеет силу принуждения только нравственного, а не материального. Наконец,

государственная власть имеет характер чисто общественный. Действуя во имя

идеи государства, которое есть вместе юридический и нравственный союз, она

имеет и принудительную силу и высшее нравственное освящение. Принадлежа государству,

как верховному союзу, который в юридической области владычествует над всеми,

она есть власть верховная.

Необходимость верховной власти доказана выше. Она вытекает из необходимости

установить в обществе прочный порядок общежития. Люди соединяются в союзы;

каждый союз имеет известную власть над своими членами, ибо без этого нет общего

действия. Если, как всегда бывает в обществе, существуют различные союзы,

то и они естественно могут приходить в столкновение между собою. Если нет

власти, владычествующей над всеми, то общественный порядок невозможен. Эта

власть и будет верховная. Если она подчинена другой, то последняя будет верховная,

но верховная власть все-таки будет. Союз, владычествующий в юридической области,

есть союз государственный, а потому верховная власть есть власть государственная.

Тоже требование вытекает из необходимости подчинения частных целей общественной.

В этом состоит благо всякого союза, та высшая цель, для которой он установляется.

Для исполнения этой задачи необходима единая верховная воля, господствующая

над частными стремлениями членов. Одним словом, прочность порядка и подчинение

целей требуют установления власти, которой принадлежало бы верховное решение.

Признаки верховной власти вытекают из самого существа государства и из

отношения верховной власти к другим элементам политического союза.

1) Из понятия о государстве, как едином целом, следует, что верховная

власть должна быть единая. Верховное право повелевать может принадлежать только

целому или представителю целого, а не какой-либо части; но целое едино. Это

единство выражается в единстве владычествующей воли. Если будут две воли,

независимые друг от друга, то каждая из них будет принадлежать не целому государству,

а известной его части; следовательно, каждая часть будет составлять отдельное

государство. Это и бывает в сложных государствах, при распределении верховной

власти между союзом и отдельными штатами. Если же различные воли состоят в

такой зависимости друг от друга, что верховная обязательная для всех воля

установляется их соглашением, то последняя и будет единая верховная воля;

тогда верховная власть присвоивается совокупности органов.

Из этого ясно, что единство верховной власти должно быть понимаемо не

в смысле единства лица, облеченного властью, а лишь в смысле единства юридического.

начала, или существа верховной власти, выражающегося в единстве владычествующей.

воли. Только в чистой монархии верховная власть сосредоточивается в едином

физическом лице; в аристократии она присваивается нескольким, в демократии

всем. Как увидим ниже, верховная власть имеет различные отрасли, которые могут

распределяться между различными органами, так чтобы совокупная их деятельность

образовала общую систему, управляемую общею волею. В этом смысле говорится,

что верховная власть может быть разделена.

2) Из понятия о государстве, как союзе, образующем юридическое лице,

связанное постоянным законом, следует, что верховная власть, как неотъемлемая

принадлежность государства, постоянна и непрерывна. Физические лица, ею облеченные,

могут меняться, но существо власти, как учреждения, сохраняется непрерывно.

В этом смысле в старинном французском праве было изречение: король не умирает

(le roi ne meurt pas). Вследствие этого, все права и обязанности предшественника

непосредственно переходят на преемника. Последний связан действиями предшественника,

как будто это были собственные его действия. Оттого законные правительства

признают обязательства даже правительств революционных, которые временно держали

в руках верховную власть. В средние века, при господстве частного права, это

начало не всегда признавалось. Долги предшественников не считались обязательными

для преемников. Слабое развитие государственного сознания можно видеть и в

подтверждении жалованных грамот и привилегий вступающими на престол государями.

3) Так как государство есть союз самостоятельный, то и верховная власть

независима от какой-либо другой: это-власть державная. Мы видели однако, что

не всякое государство в действительности пользуется полною независимостью.

В полусамостоятельных государствах верховная власть не вполне державная; но

так как здесь подчинение неполное и в некоторых отношениях власть остается

независимою, то она сохраняет государственный характер. Степень подчинения

может быть разная. Иногда подчиненная власть лишается права войны и мира,

а также дипломатического представительства. Иногда же самое установление власти

требует утверждения покровительствующей державы. Таковы были отношения Сербии

и Дунайских княжеств к Оттоманской Порте до последней войны. Таково и ныне

положение Болгарии.

4) Так как в государственном союзе с юридическим началом соединяется

нравственное, то и верховная власть, как представительница высшего нравственного

порядка, освящается нравственным законом. В том смысле она считается священною.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 327. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия