КАК РАСКРУТИТЬ ТЕМУ? Ссылка на пресловутые "хорошо информированные анонимные источники" в наши дни действует почти безотказно
Ссылка на пресловутые "хорошо информированные анонимные источники" в наши дни действует почти безотказно, как магическое заклинание. Между тем, очень часто в черный плащ эксклюзивности нечестные пропагандисты одевают полуживую, вялую тему - из стремления хоть как-то раскрутить ее в СМИ. Действительно: если на улице к вам подойдет толстый улыбающийся прохожий и просто сообщит, что "Волга впадает в Каспийское море" вы, скорее всего, отнесетесь к этой информации не слишком серьезно. Теперь представьте: вы обнаруживаете загадочную дискету в конверте за подписью "Доброжелательница", затем среди ночи вам звонят и срывающимся голосом сообщают пятизначный код, под проливным дождем вы мчитесь на вокзал в камеру хранения и находите на дне пустого чемоданчика записку, написанную кровью пополам с симпатическими чернилами: "СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО ЗПТ СРОЧНО ЗПТ ПО ПРОЧТЕНИИ НЕМЕДЛЕННО УНИЧТОЖИТЬ: ВОЛГА ВПАДАЕТ КАСПИЙСКОЕ МОРЕ ТЧК"… Согласитесь, вы ведь уделите сообщению гораздо больше внимания? Преимущество метода. В условиях информационного шума любая тема, "протискиваясь" сквозь фильтры СМИ, перемалываясь в жерновах тенденциозных комментариев и недобросовестного, фрагментарного цитирования, как правило, превращается в информационную "муку", в грубую "белковую пищу" для пожирателей голых фактов - она совершенно теряет внутреннюю целостность, логичность, изящество и - скрытый потенциал пропаганды. В то же время, любая информация, преподносимая как эксклюзив, имеет гораздо больше шансов на то, что журналисты не "растащат" ее по кусочкам. Есть надежда, что тема пройдет сквозь череду "сломанных телефонов" СМИ и предстанет перед читателем в первозданной красе - ведь "драгоценный" эксклюзив, как правило, цитируют целиком, от кавычки до кавычки. В условиях "зашумленного" медиатического климата именно это делает намеренную утечку информации важнейшим приемом влияния ньюсмейкеров, имиджмейкеров и политических рекламистов на прессу. Этим пользуются и сами журналисты для "раскрутки" своих материалов. Цитата. "Пресс-секретарь Белого дома Майкл Маккерри понимал: если просто запустить в прессу выгодную для президента тему, журналисты тут же разорвут ее на части. Единственный способ сохранить эту тему "живой" и провести сквозь несколько полных циклов вращения в прессе в "неразорванном" виде - это прибегнуть к искусству утечки. Именно этот прием Маккерри успешно применял во время кампании 1996 года. Нужно дать одной новостной организации эксклюзив - и они сразу широко и шумно разыграют эту карту, обыграют этот кусочек новости, заставляя остальные СМИ играть на подхвате. Это объяснимо: никто из журналистов не в силах справиться с искушением раньше всех прозвонить во все колокола, что "завтра президент заявит, что…", и так далее. В результате все довольны: газета выглядит как хорошо информированный источник, а Белый дом получает как минимум двухдневную раскрутку выгодной для него темы. При этом многие из удачно раскрученных тем были самыми что ни на есть рядовыми - и никогда бы не могли получить такого "спина" в прессе, не будь они оформлены в виде утечек".". - H.Kurtz. The Spin Cycle: Inside Clinton's Propaganda Machine. London, 1998, 92. Ментальное противоядие для читателя: всякий раз при упоминании "анонимных источников" задаем себе вопрос: так уж ли скандально и "секретно" то, что подается с такой помпой эксклюзивности? Полезно также отслеживать устойчивые "связки", возникающие между конкретным журналистом и источником в политических кругах: кто из журналистов особенно часто цитирует такого-то сотрудника администрации или партийной пресс-службы. Как правило, "доверительные отношения", устанавливающиеся между газетчиками и чиновниками, и являются основой для "фальшивых утечек" (так, например, в 1996 году, просматривая вашингтонскую прессу, можно было с большой долей вероятности утверждать, что "анонимный источник" журналиста Джона Харриса - это сотрудник Белого дома Дон Баер, а "осведомленный аноним" корреспондента Си-эн-эн Вольфа Блитцера - Майкл Маккерри собственной персоной).
|