Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Nach einem Jahr würdt Er . . . schrökhliche betrohungen in ab- . . . . . . . gestalt Nr. 2 bezwungen sich, . . . . . . . . . . n Bluot zu verschreiben. 16 страницаДата добавления: 2015-10-12; просмотров: 597
Понятие проекции(от лат. projectio — выбрасывание) как психологическое поня- тие появляется впервые в психоанализе и принадлежит 3. Фрейду (Freud, 1894). Он полагал, что анксиозные неврозы возникают в том случае, когда психика не может овладеть эндогенно развившимся сексуальным возбуждением и в этом слу- чае происходит проекция этого возбуждения во внешний мир. Интерпретация этого понятия в психоанализе прочно связала его с защитны- ми механизмами «Я». Проекция (наряду с вытеснением, рационализацией, суб- лимацией и др.) рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов. Процесс конфликта, в соответствии с 3. Фрейдом, изживается благодаря особо- му психическому механизму — проекции. Основоположник психоанализа в сво- ей работе «Тотем и табу» пишет о том, что «враждебность, о которой ничего не знаешь и также впредь нехочешь знать (выделено мной. — Л. Б.), переносится из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и приписывается другим». Точности ради отметим, что в работах 3. Фрейда есть упоминание и о том, что проекция возникает не только в случае конфликта между «Я» и бессознательным, но также «принимает самое большое участие в образовании внешнего мира». Од- нако это расширительное толкование проекции не было воспринято психоанали- зом. Понимание проекции в качестве защитного механизма было названо «клас- сической проекцией». Существование проекции в ее классическом понимании по день нынешний вызывает дискуссии и не может считаться окончательно доказанным. Посмотрим на одно из достаточно типичных исследований, посвященных классической про- екции. В этой работе Дж. Халперн (Halpern, 1977) оценивал испытуемых по спе- циально созданной шкале, определяющей «защищенность» от полового возбуж- 28 8 Глава 6. Проективная техника
дения. Затем была предложена серия фотографий лиц, из которых нужно было отобрать «самое неприятное». На следующем этапе обследуемым были предло- жены откровенные изображения сексуальных сцен. После этого все испытуемые описывали себя и избранного «неприятного субъекта» по стандартному перечню черт личности. Результаты показали, что обследуемые, которым была присуща сильно развитая защищаемость от полового возбуждения, отрицали его возник- новение при просмотре изображений и проецировали это возбуждение на непри- ятного им человека. Эффект значительно усиливался, когда в качестве такого че- ловека выступал мужчина. Казалось бы, имеются основания говорить о защитной функции проекции, но пока воздержимся от окончательного вывода. Мы еще вернемся к этому исследованию, рассматривая проекцию не только в качестве защитного механизма, а значительно шире, понимая ее как неотъемлемое свойство психической активности человека. «Проекция не создана для отражения душевных переживаний, она имеет ме- сто и там, где нет конфликтов», — пишет 3. Фрейд. Проекция, не привязанная на- мертво к сфере бессознательного, вечно конфликтующего с сознанием, а понятая как человеческая особенность, без которой нет собственного видения предметов и явлений окружающей действительности, была названа «атрибутивной проекци- ей«.Прав Т. Шибутани (1969), писавший о том, что люди воспринимаются как живые лишь тогда, когда на них проецируютсявполне определенные, хорошо осознанные переживания и способности. Классическую и атрибутивную проекцию, по мнению разных авторов, можно различать по «мишеням», избираемым для проекции. Предполагается, что клас- сическая проекция направлена на отрицательно оцениваемых лиц, а когда инди- вид осознает у себя негативные черты, он наделяет ими лиц, к которым у него по- ложительное отношение. Такое понимание проекции — наделение собственными мотивами, потребно- стями, чувствами других людей, а соответственно и понимание их поступков — основывается как на многовековых донаучных наблюдениях, так и на эксперимен- тальных исследованиях, а поэтому неслучайно некоторыми психологами полага- ются в качестве единственно обоснованного. Л. Беллак, в ходе своих экспериментов с ТАТ, также приходит к выводу, что проекция вовсе не обязательно является защитным механизмом, а идея Фрейда о том, что она не создана исключительно для защиты, не получила сколь-нибудь значительного развития. Он считает, что главное предположение Фрейда относи- тельно такой проекции состоит в том, что воспоминания о перцептах влияют на восприятие актуальных стимулов, на этом-то и основано толкование картинок ТАТ. Беллак (2000) пишет: «Я полагаю, что восприятие субъектом в прошлом сво- его отца влияет на его перцепцию фигур отца в картинках ТАТ и что оно состав- ляет валидный и надежный шаблон его повседневных восприятий фигуры отца.... В таком случае возникает ощущение, что перцептивные воспоминания воздейст- вуют на восприятие актуальных стимулов, и не только ради узко обозначенных це- лей защиты, как это утверждается в первоначальном определении проекции» (с. 12). Исходя из сказанного, Беллак полагает, что использование термина «проек- ция» для процессов, наблюдаемых, в частности, при работе с ТАТ, неуместно. Он 6.2. Проекция: от феномена к принципу исследования 28 9
предлагает в качестве основного употреблять термин «апперцепция».Апперцеп- ция — это значимая интерпретация организмом воспринятого. При этом пред- полагается возможное существование процесса неинтерпретированного воспри- ятия, а каждая субъективная интерпретация составляет динамически значимое «апперцептивное искажение».Таким образом, при работе с ТАТ мы имеем дело.с апперцептивными искажениями разной степени. Термин проекция сохраняется, однако он обозначает лишь одну из форм апперцептивного искажения, причем искажения в наибольшей степени. Понимание Беллаком проекции фактически не отличается от ее классического истолкования. «...В случае истинной проекции мы имеем дело с приписыванием чувств и отношений, не только остающихся бессо- знательными в целях защиты, но и являющихся неприемлемыми для Эго, а пото- му приписываемых объектам внешнего мира... они не могут стать сознательными, кроме как с помощью особых, длительных терапевтических процедур». Помимо проекции выделяются другие формы апперцептивного искажения, отличающие- ся от проекции. Отличие это в возможности осознания допускаемого искажения (так называемая простая проекция, сенсибилизация, экстернализация, аутическое восприятие). Помимо двух важнейших видов проекции, рассмотренных выше, в ряде работ выделяются и другие. «Аутической проекцией»было названо явление, в основе которого лежит детерминированность восприятия актуальными потребностями человека. Этот феномен был обнаружен в ходе демонстрации обследуемым на экране расфокусированных изображений разных объектов. Оказалось, что изоб- ражения пищи ранее распознаются голодными, чем сытыми, это и было названо «аутизмом». Дальнейшие исследования позволили установить, что происходит не только снижение порога узнавания, но и проецирование потребностей. Если в случае классической проекции речь идет о приписывании неосознавае- мых черт и особенностей, тех, которые вытеснены, то в близкой ей рационализи- рованной проекциисубъект осведомлен относительно нежелательных (неодобря- емых) собственных черт личности или поведения, но всегда находит им оправ- дание. Подтверждением существования рационализированной проекции может быть исследование, в котором студенты описывали присущие им черты личности. Эти же черты личности студентов были оценены экспертами. Обнаружилась до- статочно тесная связь (r= 0,62) между самоописанием и объективной оценкой не- которых отрицательных черт, например недисциплинированности. Студенты, от- давая себе отчет в собственном поведении, прибегали к рационализации, полагая, что «все так делают». Д. Холмс (Holmes, 1968), подводя итоги многочисленным исследованиям, предлагает выделить два «измерения» проекции. Первое — что проецируется (наличие—отсутствие проецируемой черты), второе — осознание проецируемо- го. Комбинируя эти измерения, можно классифицировать известные виды проек- ции (табл. 6.1). Симилятивная проекция,в соответствии с психоаналитической концепцией, выполняет защитную функцию, но, по Д. Холмсу, строгого экспериментального подтверждения не получила (действительно, очень трудно доказать, что обследу- емый не имеет представления об определенных, ему присущих чертах личности). 29 0 Глава 6. Проективная техника
Таблица6.1 |