Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Основні принципи методики пошукового буріння


Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 698



Редактор О.Н. Бондина

Корректура Л.А. Томашевской

Компьютерная вёрстка Евтушенко О.С.

Технический редактор М.И. Шепелов

Сдано в набор 11.01.2010. Подписано в печать 26.02.2010

Формат 60х84/16. Печать офсетная. Гарнитура Times New Roman.

Усл. п. л. 11,2 п.л.. Тираж 100 экз. Заказ №

РИО РФ РТА, 344002, Ростов-на-Дону, пр. Буденовский, 20.

 

Концепции глобализации

 

Сдвиг в социокультурных процессах проявился и в концептуализации общественных изменений.

Впервые термины «глобализм», «глобальный» включаются в дикурс с середины 60-х годов, когда В. Мур ввёл в оборот понятие «глобальная социология», а М. Маклюэн – термин «глобальная деревня».

Осмысленно зафиксировано понятие глобализации было, по-видимому, американским учёным Т. Левиттом (1983), который рассмотрел глобализацию как феномен слияния рынков отдельных видов продукции и услуг, производимых крупными ТНК.

Собственно, дискурс глобализации в социологии возникает в середине 1980-х годов, когда это понятие стало разрабатываться и популизироваться англо-американским исследователем Р. Робертсоном.

С конца 1980-х годов большинство поисков в области теории социальных изменений сосредоточено на новом генеральном направлении – разработке теории глобализации.

Теория глобализации Р. Робертсона.

Глобализацию этот учёный определяет как серию эмпирически фиксируемых изменений, разнородных, но объединённых логикой превращения мира в «единое место» (a single place). Единство места у него означает, что условия и характер социальных взаимодействий в любой точке мира одни и те же, а события в весьма удалённых точках мира могут быть условиями или даже элементами одного процесса социального взаимодействия. Мир «сжимается», становится единым, не имеющим существенных барьеров и дробления на специфические зоны социального пространства.

Робертсон выявляет в глобализации две направленности: глобализация институционализации жизненного мира и локализация глобальности.

Модель глобализации, представленная в теории Робертсона, может быть сведена к формуле «структурная гомогенность» + «социальная гетерогенность». Эта модель задаёт единство разнородным эмпирически фиксируемым тенденциям, а также создаёт возможность дать собственно социологическую интерпретацию всем тем тенденциям, которые под названием «глобализация» фиксируются и анализируются представителями экономистов, историков, политологов, культурологов.

Экономическая глобализация – это процесс не только интенсификации интернациональной связи товарно-финансовых потоков и роста ТНК, но также институционализация (т.е. превращение в устойчивую рутинную практику) мировой системы разделения труда в форме интернациональности (по составу и эффекту) локальных хозяйственных процессов (организаций).

Политическая глобализация – это процесс не только роста влияния на социальные процессы международных организаций, но и институционализация мировой системы международных отношений в форме интернациональности локальных политических акций (движений).

Культурная глобализация – это процесс не только мировой экспансии стандартных символов, эстетических и поведенческих образцов, продуцированных западными СМИ и ТНК, но и институционализация мировой культуры в форме мультикультуральности локальных общин, стилей жизни.

Таким образом, у Робертсона понятие глобализации охватывает всё пространство социального, глобального и локального, где эти понятия соотнесены и неразделимы. В этой связи глобализация, по Робертсону, есть модель глобальной социальности.

Концепция А. Аппадураи, индийского социолога, представившего другой тип модели глобализации в работах «Разъединение и различие в глобальной культур-экономике» (1990) и «Современность в полный рост. Культурные измерения глобализации» (1996). Аппадураи рассматривает глобализацию как детерриторизацию – утрату привязки социальных процессов к физическому пространству. В ходе глобализации формируется «глобальный культурный поток», который распадается на пять культурно-символических пространств-потоков:

1. этнопространство, образуемое потоком туристов, иммигрантов, беженцев, гастербайтеров;

2. технопространство, образуемое потоком технологий;

3. финансовое пространство, образуемое потоком капиталов;

4. медео-пространство, образуемое потоком образов;

5. идеопространство, образуемое потоком идеологий.

 

Эти «текучие», нестабильные пространства являются «строительными блоками» «воображаемых миров», в которых взаимодействуют люди, и взаимодействие это носит характер символических обменов.

Таким образом, теоретическая модель Аппадураи есть дихотомия территориальная/детерриториализованная.

Концепция М. Уотерса опирается на концепцию Аппадураи и изложена в работе «Глобализация» (1995). Фундамент теории глобализации, согласно Уотерсу, это концепция отношения между социальной организацией и территориальностью. В каждый исторический момент данное отношение детерминировано одним из типов обмена: материальным (экономическим), политическим или символическим.

Материальные обмены имеют тенденцию к локализации социальных изменений: производство товаров предполагает концентрацию в одном месте рабочей силы, капитала, сырья; взаимодействия в режиме «лицом к лицу» при управлении процессом труда и при оказании услуг.

Политические обмены имеют тенденцию к интернационализации – территориальной экспансии социальных отношений: осуществление власти предполагает контроль над подчинённым населением, занимающим данную территорию, и гарантии суверенитета этого контроля, получаемые посредством взаимодействия с инстанциями власти за пределами территории.

Символические обмены имеют тенденцию к освобождению социальных отношений от пространственной референции: процесс создания и трансляции интеллектуальных и эстетических символов может относительно легко перемещаться и осуществляться между территориально удалёнными индивидами/группами. Следовательно, глобализация – это процесс, определяемый преобладанием культуры над экономикой и политикой. Экономика и политика глобализируются в той мере, в какой они «пронизаны» символическими обменами.

Анализ глобализации в сфере культуры Уотерс проводит, опираясь на концепцию Аппадураи и концепцию симулякров Бодийяра. В теории Уотерса «изменениями» в культуре являются:

1. сакропространство, образуемое потоком симулякров религиозности;

2. этнопространство, образуемое потоком симулякров этнической идентичности;

3. эконом-пространство, образуемое потоком симулякров стоимости и капитала;

4. медио-пространство, образуемое потоком симулякров информации;

5. досуг-пространство, образуемое потоком симулякров развлечений и впечатлений, например, туристических.

 

Таким образом, культура – это наиболее глобализированная сфера, поскольку социальные отношения в ней максимально символизированы и, следовательно, могут осуществляться без привязки к конкретной территории.

В целом следует заметить, что концепции Аппадураи и Уотерса являются ни чем иным, как модификациями концепции Робертсона. Перспективы их использования для анализа общественных изменений зависит от того, насколько линейными будут тенденции, вызванные сдвигом в середине XX века. Дело в том, что для развитых стран уже в ближайшем будущем актуальной станет ситуация, когда глобализация присутствует, но не является процессом социальных изменений, а, наоборот, представляет собой рутинный процесс, функцию воспроизводства социальной организации.

В наше время концепции модернизации и глобализации не в состоянии описать и объяснить новые тенденции, которые Уотерс называет «постглобализмом» или «гиперглобализмом» (экспансия социальных отношений в новые формы пространства, например, виртуального).

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Розділ 12. Пошуковий етап | Геологічна основа для закладання свердловин
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | <== 44 ==> | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.197 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.197 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7